Не публиковалось

 

 

                                                                              

Владимир Казимиров

     

Из личных рабочих материалов (апрель 2012 г.)

 

1) О резолюциях Совета Безопасности ООН по Карабаху

Основополагающее, стержневое требование резолюций СБ ООН №№ 822, 853, 874 и 884 (приняты в 1993 г. соответственно 30 апреля, 29 июля, 14 октября и 12 ноября) - немедленное прекращение всех военных действий и враждебных актов. Прошел целый год после первой резолюции и полгода после последней, а война ещё продолжалась. Давно не секрет, какая сторона всячески пыталась взять в ней верх и, даже теряя район за районом, продолжала бои, уклонялась от миротворческих инициатив, не раз срывала краткосрочные прекращения огня (это отражено и в резолюции 884).

Резолюции СБ ООН постоянно требовали возобновить или продолжить переговоры между сторонами конфликта (прерывала их чаще та же сторона).          Одно из требований резолюций - немедленный вывод армянских сил из оккупированных районов Азербайджана. Резолюция 853 требовала даже их безоговорочного вывода. В ходе войны он просто невозможен, но с тех пор был и остается поныне предметом переговоров. К тому же СБ ООН не мог вознаграждать Баку за саботаж прекращения войны. В итоге в резолюциях 874 и 884 уже нет слова "безоговорочный", но официальный Баку упорно лжет, будто все резолюции СБ ООН требуют якобы безоговорочного вывода.

Руководство Азербайджана давно выхватывает из них лишь требование вывода армянских сил вместо комплексной трактовки всей совокупности их требований и призывов. Баку ловит сочувствие у легковерных душ и столиц за счет негативного восприятия оккупации в современном мире, но всячески таит конкретику: как именно, из-за чего возникла эта оккупация.

Истина всегда конкретна: оккупация оккупации - рознь. СССР тоже держал войска в Германии, но почему? Если бы пресечь войну в Карабахе в начале 1992 г., то оккупации вообще не было бы. А какая сторона никак не хотела прекращать бои, вопреки всем резолюциям СБ ООН? Баку прячет причинно-следственные связи. Они лишают его маски невинной жертвы, показывают соавтором оккупации, провоцирующим ее продолжением боев.

В целом ни Азербайджан, ни другие стороны не выполнили ни одно требование резолюций Совета Безопасности ООН. Он не мог девальвировать свои решения и перестал принимать резолюции по Карабаху.

В этих условиях России как посреднику пришлось пробиваться к перемирию по иному треку - в рамках СНГ. 15 апреля 1994 г. в Москве Совет глав государств СНГ с личным участием президентов АР и РА принял заявление по Карабаху, поставив вопрос о прекращении огня особенно жестко - и как внеочередную задачу, и с прицелом на перспективу: "Главный приоритет, императив урегулирования - прекращение огня, всех военных действий и вслед за этим его надежное закрепление. Без этого не перейти к ликвидации последствий трагического противоборства" (подчеркнуто мной - ВК). Актуальность этих положений не утрачена и теперь, спустя 18 лет. 

В подкрепление усилий глав государств Россия инициировала совещание глав парламентов АР, РА и НК (Бишкек, 4-5 мая 1994 г.), Оно призвало прекратить военные действия к 9 мая (День Победы). В отличие от армянских сторон, Азербайджан не сразу подписал Бишкекский протокол, а лишь 8 мая. После этого  9-11 мая пришлось весьма своеобразно оформлять соглашение о перемирии с 12 мая 1994 г. (бессрочное по умолчанию). Прямая ссылка на резолюции СБ ООН была только в Бишкекском протоколе, но все действия России как посредника вполне соответствовали им по духу.

Что же касается буквы этих резолюций, Баку пошел на прекращение боев вовсе не немедленно, а лишь год спустя. Враждебные акты, включая блокады, он так и не прекратил. Остановлены не военные действия, а лишь боевые. И неслучайны многие инциденты! Установка Ильхама Алиева "не давать покоя оккупантам" обрекает его на воинственность и негативизм. Отказ отвести снайперов с передовых позиций, нежелание расследовать инциденты подтверждают его заинтересованность в них. Непозволительно молчать о том, что сын не соблюдает соглашение об укреплении режима прекращения огня от 4 февраля 1995 г., подписанное  по прямому указанию его отца, не желает заключать соглашение о неприменении силы. Свой отход от реализма Г.Алиева  он прячет культом отца, бумом нефти и газа.

Резолюции СБ ООН так и не выполнены ни одной стороной ни по одному пункту, кроме плохо соблюдаемого прекращения огня. Но нынешние переговоры целиком охватили как всю их суть, так и многое другое, чего и не не было в этих резолюциях.

 

2) Основные вехи нагорно-карабахского урегулирования

1991, сентябрь - начало посредничества России (поездка Б.Ельцина и Н.Назарбаева в регион конфликта и Железноводское коммюнике).

1992, 30 января - Азербайджан и Армения стали участниками СБСЕ.

24 марта - решение Совета министров СБСЕ созвать под своей эгидой Минскую конференцию (МК - намечалось открыть ее 23 июня 1992).

5 мая - в МИД РФ создана посредническая группа по Карабаху.

8 мая армянами взята Шуша, 18 мая - Лачин. 19 мая Баку отказался идти на МК до возврата армянами Шуши и Лачина.

21 мая участники МК решили тогда провести подготовительную встречу к ней. В итоге серии встреч (Рим, июнь-июль) и возникла де факто Минская группа (МГ) - решения о ее создании и мандата у нее не было.

Июль-август - инициативы России в МГ по приостановке военных действий на 30, а затем на 60 дней для проведения активных переговоров.

1993. С 30 апреля по 12 ноября - 4 резолюции СБ ООН по Карабаху (ни одно из их требований и призывов не выполнено сторонами конфликта).

18 июня Эльчибей бежал из Баку, к власти пришел Гейдар Алиев.

С 17 июня летом и осенью России удалось провести целый ряд мер по прекращению огня и ограничению военных действий, что не давалось МГ.

1994. СБ ООН не стал больше принимать резолюций по Карабаху из-за того, что стороны конфликта не выполняют их. Военные действия в Карабахе продолжались и спустя год после первой резолюции СБ ООН и полгода после последней.

 15 апреля - заявление Cовета глав государств CНГ, принятое с личным участием президентов АР и РА, создало основу для перемирия.

5 мая - Бишкекский протокол в поддержку этого заявления и призыв прекратить огонь с 9 мая.

 С 12 мая прекращен огонь по бессрочному (по умолчанию) соглашению, оформленному при посредничестве России.

 

3) Председатели и сопредседатели Минской группы ОБСЕ

Италия (1 июня - 31 декабря 1992);

Швеция (1 января 1993 - 31 декабря 1994);

Россия + Швеция (1 января - 20 марта 1995);

Россия + Финляндия (21 марта 1995 - 31 декабря 1996);

Россия + Франция (1 января - 13 февраля 1997);

Россия + Франция + США (14 февраля 1997 - по настоящее время).